Мастерская Алексея Данилкина
Изготовление памятников из натурального камня
Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 16
телефоны: +7 (812) 369-24-60, 953-01-91

История традиций поминовения усопших

Увековечить память о своих близких люди пытались с древних времен. Установка памятников у могил усопших родственников – эта идея отнюдь не принадлежит египтянам и грекам, как многие думают. Подобные свидетельства культуры погребения можно найти даже в мезолите – рядом с поселениями тех времен найдены останки вручную высеченных надгробий, что прямо указывает нам на то, что древним людям было не чуждо и духовное восприятие нашей жизни. 

Чуть позже, во времена древних египтян и греков, прерогативой установить почившему родственнику память пользовались лишь люди знатного происхождения – богатые архитектурные композиции сохранились и по сей день, напоминая нам о величии древних правителей. Результат достигнут – фараонов и греческих патрициев нет уже более нескольких тысяч лет, а память о них до сих пор живет как в виде дошедших до нас сооружений, так и в виде многочисленных открыток, растиражированных туристами по всему свету.

Древние мастера по изготовлению памятников поражают своими незаурядными талантами – по многим изображениям, которыми богато украшены саркофаги, пирамиды, стены склепов и другие архитектурные элементы захоронений, можно проследить жизнь наших предков. По мере развития искусства, облик надгробий претерпевал некоторые изменения и, как ни странно это звучит, но и в оформлении погребения прослеживались свои тенденции, свойственные тому или иному времени, и отражающими религиозные предпочтения усопших.

Одни из самых распространенных видов надгробий – это каменная плита и стела (также каменная плита, но направленная вертикально вверх). Подобные памятники встречаются в расположениях древних греков, в средневековой Армении, в Монголии и Забайкалье.

Процесс изготовления гранитных памятников и мраморных мемориалов для погребения святых – это особая глава поминания. Святые мощи в христианской церкви хранили в специально созданных для этой цели раках – саркофаги на возвышении под балдахином. Раки часто украшались резьбой, драгоценными камнями и являли собой настоящее произведение искусства, некоторые из которых по сей день можно наблюдать в современных музеях и храмах.

Что касается надгробных плит, то поначалу их вид был достаточно непритязательным – изготавливались они из неполированного камня, в них высекалось имя умершего, дата рождения и смерти и пара строк из Библии. Иногда подобная плита украшалась резьбой. Датированы такие памятники XII-XIII веками. В дальнейшем вид надгробных плит постепенно становился более сложным и изысканным и к XIX веку мы уже можем наблюдать настоящие шедевры, например – работа скульптора Коненкова С.Т., изображающая двух лебедей, поддерживающих умирающего товарища, выполнена из белого мрамора и поражает своей красотой и изяществом.

В современных работах все чаще используется метафоричность изображения, работы все более усложняются. Изготовление надгробных плит и мемориалов теперь обрело новые грани в связи с обновлением инструментария, способного изобразить на камне новые, необычные грани и углубить изображение, одновременно оставляя более тонкие штрихи.